галерея участники новости награды выставки п р е с с а контакты

 

П р е с с а

 

 


 

ИГРА ЦВЕТА С БАГЕТОМ

 

25 апреля в выставочном зале Тамбовского отделения сбербанка прошла презентация очередного проекта "Новой галереи". На этот раз взорам узкого круга приглашенных (больше в зале второго этажа сбербанка просто не помещается) предстали работы тамбовской художницы Ирины Бирюковой - светлые, нежные, изысканные. Это картины последних лет, объединенные темой "цвет и багет".

 

Члены  "Новой галереи":
ген. директор ОАО "Тамбовский хладокомбинат" А. Гнатюк, зам. управляющего Тамбовским отделением Сбербанка
А. Алабичев,  Арт-директор И. Бирюкова,
доктор политических наук В. Пеньков

Художник Ирина Бирюкова родилась, живет и работает в Тамбове. Преподает в Тамбовском государственном университете им. Державина. Окончила художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института им. Ленина. В выставках участвует с 1979 года, в том числе с начала 90-х годов — в частных галереях Австрии, Франции, Германии. В 2000 году Ирина Бирюкова стала автором и организатором проекта «Новая галерея», открывшего двери Тамбовского отделения Сбербанка для самых интересных художественных и скульптурных экспозиций. Проекта, не имеющего аналогов в городе.

На открытии собственной выставки в Сбербанке Ирине пришлось выступить одновременно и в качестве автора работ, и в качестве искусствоведа. Такое «раздвоение личности» ничуть ее не смутило. Она объяснила присутствующим коллегам и друзьям, а также просто любителям живописи, что целью этой выставки было «поиграть» с багетом, соединить цветовую гамму самих картин с обрамлением «тон в тон» или по контрасту. Ведь все еще помнят, как в советские времена сплошного дефицита художникам не приходилось выбирать рамы для своих живописных полотен. Сейчас же есть возможность проявить свой вкус даже в этом вопросе. Придать своим работам эстетическую завершенность, так почему же этим не воспользоваться? Ирина Бирюкова тут же представила Александра Мохова, который помог ей оформить свои полотна.

Стоит отметить, что результат получился впечатляющим. Картины Ирины Бирюковой не отличаются буйством красок. Их цветовая гамма гармонична, основана на полутонах, на сложных оттенках, для которых в русском языке очень трудно подобрать определение. Цветной испанский и итальянский багет сотворил с представленными работами маленькое чудо, подарил им дополнительное очарование. Как это описать словами? Если взять плавные переходы того самого цвета, который в прошлом веке называли «пепел розы» и заключить его в золотой багет, то впечатление легкой дымки над картиной станет сильнее. Если на том же фоне есть легкий синий мазок, то такой же синий багет сделает его резче и привлечет к нему внимание зрителя. В общем, эксперимент по различному обрамлению схожих в стилевом отношении и цветовой гамме работ Ирине Бирюковой явно удался. Зрителям немного не хватало... только пространства. В зале, наполненном людьми, иногда так хотелось сделать несколько шагов назад, чтобы своими глазами, как видоискателем, выбрать идеальное расстояние до картины, но... Таковы уж прелести презентаций.

И. Бирюкова "Белый натюрморт ",
65х70, х. м. 2002 г.

По словам самой Ирины, основной акцент в своих работах — пейзажах, натюрмортах, ню — она делает на цвете, на игре с цветом. «Цвет может выражать все: эмоции, состояние твое, какие-то впечатления, даже сюжет. Основной момент — это, конечно, цветовая гармония»,—утверждает она. Откуда берутся сюжеты? Да откуда угодно: «Слушаешь музыку, читаешь стихи, видишь то, что тебя окружает. Что-то поражает, что-то удивляет. Все это потом (даже, может быть, через какое-то время) переходит в картины, и ты сама узнаешь в них следы своих прежних действий или впечатлений». Недаром живопись Ирины — как зрительное воплощение мелодии и смысла, музыки и поэзии. Она не ставит перед собой цель передать действительность с фотографичной точностью, детали ее не интересуют. Знатоки могли бы найти в ее работах отзвуки «измов» — импрессионизма или постимпрессионизма. Однако у нее свой узнаваемый стиль, очень женственный и гармоничный. От этих картин невозможно устать, они становятся частью твоей души. Недаром в одном из австрийских журналов живопись Ирины Бирюковой назвали «алмазом чистой волы».

 

О. Лапина

"Московский комсомолец". 30 апреля - 7 мая 2003 г.


 

 

 

 
"Новая Галерея" © 2007 г.