ИВАНОВКА ОБЪЕДИНЯЕТ
В
том, как велика причастность российской провинции к мировой культуре,
лишний раз убеждает арт-проект "Сергей Рахманинов. Вариации
на тему", презентация которого состоялась на днях в Москве
в стенах Мемориальной усадьбы Ф. И. Шаляпина - филиала Государственного
центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки.
Организаторами
творческого проекта являются администрация Тамбовской области, Тамбовская
региональная общественная организация "Новая Галерея",
Музей-усадьба С.В.Рахманинова "Ивановка", Государственный
центральный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки и Ассоциация
музыкальных музеев России. Наряду с генеральным партнёром - Сбербанком
России - партнёрами проекта стали департамент по связям с субъектами,
Федерации, парламентом и общественными объединениями Министерства
иностранных дел России, управление культуры и архивного дела Тамбовской
области, Общественная палата Тамбовской области.
Куратором
проекта выступила арт-директор "Новой Галереи" Ирина Бирюкова,
которая на церемонии представления в Москве обратилась к присутствующим
с приветствием на французском языке. Дело в том, что нынешний 2010-й
объявлен в нашей стране Годом Франции, а для французов он стал Годом
России. Москва служит отправной точкой для проекта, который вскоре
последует в Париж и Страсбург.
Этюды
и картины тамбовских художников Александра Архипова, Михаила Афанасьева,
Ирины Бирюковой, Софьи Бирюковой, Николая Насонова, Ольги Потеевой,
Бориса Ткачёва, выполненные на пленэрах в рахманиновской Ивановке,
не случайно представлены именно в музыкальном музее. Гостеприимный
дом Шаляпина был всегда открыт для людей творческих, а уж Рахманинов
относился к числу любимейших друзей хозяина. Известна и привязанность
Шаляпина к искусству живописи. По поводу висящих в комнатах дома
полотен своих друзей-художников певец замечал: "Это каждодневное
впечатление, которое наполняет меня радостью жизни". Как знать,
может быть, и работы наших современников, ныне выставленные в шаляпинском
особняке, заслужили бы подобную оценку великого артиста...
Заветные
уголки парка в Ивановке, пруд, степные окрестности - когда-то всё
это питало творческую фантазию Рахманинова. В течение трёх лет приезжали
сюда художники из Тамбова, чтобы убедиться: летят дни, сменяют друг
друга годы и века, вот мы уже перешагнули рубеж нового тысячелетия,
а природа хранит своё прежнее очарование. Каким бы ни было настроение
живописца, красота окружающего мира одухотворяет его кисть, наполняет
энергией любви к родному краю, что в свою очередь передаётся зрителю.
Тамбовская публика имела возможность убедиться в этом во время показов,
организованных вскоре после ивановских пленэров в выставочном зале
Тамбовского отделения Сбербанка России. Неизменным успехом пользуются
все происходящие здесь события, которые становятся результатом творческого
взаимодействия Тамбовской региональной общественной организации
"Новая Галерея" и Сбербанка. При этом не ставится никаких
иных целей, кроме пропаганды изобразительного искусства и поддержки
местных художников. Кстати, без давнего партнёра не обошлось и осуществление
арт-проекта "Сергей Рахманинов. Вариации на тему": постановлением
правления Центрально-Чернозёмного банка Сбербанка России обеспечено
выделение средств для его полного финансирования.
Возможно,
у кого-то возникнет вопрос: а каким образом рахманиновская тропинка
из нашей чернозёмной глубинки пролегла в направлении изысканной
Франции? До своего отъезда из России композитор прожил на родине
44 года, из которых 27 лет с весны по осень проводил в Ивановке.
Это были самые счастливые годы, в чём легко убедиться, читая воспоминания,
записанные со слов Сергея Васильевича в имении Клерфонтен (парижское
предместье Рамбуйе) в 1933 году Оскаром фон Риземаном. Выдержки
из воспоминаний использованы в качестве подписей под фотографиями,
которые наряду с живописными полотнами демонстрируются в рамках
проекта "Сергей Рахманинов. Вариации на тему". Например,
под снимком, где музыкант запёчатлён в Ивановке за рулём автомобиля,
можно прочесть: "Хороший дирижёр должен быть хорошим шофёром,
- любил шутить Рахманинов, - обоим нужны одни и те же качества:
сосредоточенность, непрерывное напряжённое внимание и присутствие
духа. Дирижёру остаётся лишь немного знать музыку..." Что касается
Франции, то она вошла в жизнь нашего выдающегося соотечественника
ещё в начале XX века, когда Рахманинов горячо поддержал Русские
сезоны Сергея Дягилева за границей.
На
презентации в Москве собралось немало гостей как из России, так
и из-за рубежа. Тамбовщину представляли заместитель главы областной
администрации А. Алабичев - один из учредителей "Новой Галереи",
исполняющий обязанности начальника управления культуры и архивного
дела Тамбовской области А. Кузнецов, директор Музея-усадьбы С. В.
Рахманинова "Ивановка" А. Ермаков, заместитель председателя
совета Общественйой палаты Тамбовской области С. Пеньков, авторы
живописных полотен.
Радость
от встречи с тамбовским искусством выразил директор Государственного
центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки заслуженный
деятель искусств России М. Брызгалов, который предложил продолжить
творческое сотрудничество и в дальнейшем.
Невозможно
представить себе событие, освящённое именем Рахманинова, без исполнения
творений самого композитора. На презентации тамбовского арт-проекта,
конечно, звучали его романсы и инструментальные произведения. Очень
приятно было услышать игру совсем молодых музыкантов - тамбовских
уроженцев пианиста Алексея Кириллова и виолончелистки Анастасии
Повеквечных. А из настоящих московских знаменитостей гостем вечера
стал первый вице-президент Международного союза музыкальных деятелей
и Фонда Ирины Архиповой народный артист СССР Владислав Пьявко.
Ирина
Константиновна Архипова была настоящим ангелом-хранителем Ивановки.
Пьявко рассказал о том, как их с Архиповой концерт в Ботаническом
саду положил начало возрождению сада в имении: тогда на Тамбовщину
отправились три вагона саженцев - деревья, кусты, в том числе сирень,
являющаяся символом Ивановки. Вспоминал Владислав Иванович и то,
как блестяще Ирина Константиновна исполняла рахманиновскую "Сирень".
А для самого Пьявко любовь к великому русскому композитору началась
с романса "Я опять одинок", когда после восклицания "Как
свежа и прекрасна весна!" юный в ту пору певец вдруг почувствовал:
к нему вернулся испорченный было голос. Директору Музея-усадьбы
С. В. Рахманинова А. Ермакову были адресованы слова огромной благодарности
за сохранение памяти о гении русской музыки на тамбовской земле.
А потом из уст столичного жителя прозвучала неожиданная и тем не
менее удивительно проникновенная фраза: "Приезжайте к нам в
Ивановку, там так здорово!"
Екатерина ЛЕБЕДЕВА.
Тамбов - Москва - Тамбов.
|