КУЛЬТУРНЫЙ ШОК КАРАУЛА
Не
вполне объяснимый, а потому охотно именуемый мистическим, характер
творчества проявляется нередко в том, что некоторые или даже многие
вещи художник освещает почти помимо своей воли. Примеры приводить
необязательно все здесь люди образованные и не раз смеялись над
школярским "этим стихотворением (скульптурой, картиной) автор
хотел сказать". Может, и не хотел вовсе. Но сказал.
Об
этой странной особенности взаимоотношений искусства, жизни и художника
вспомнилось на открытии выставки в "Новой галерее". Выставка,
первая в начинающемся сезоне, включает в себя боле пятидесяти живописных
работ тамбовских художников А.Архипова, М.Афанасьева, И.Бирюковой,
С.Бирюковой, А.Бубенцова, Н.Насонова, О.Потеевой, Б.Ткачева, явившихся
плодом поездки в усадьбу Караул. Подобного рода выезды на летние
пленэры традиционно проходят при содействии тамбовского отделения
Сбербанка, вот и этим летом был организован выезд восьми живописцев
в некогда роскошную усадьбу.
Сейчас
от той роскоши, можно сказать, сохранилась только роскошная история,
впрочем, и она известна далеко не всем, так что даже выражение "мы
поехали в Караул" понятно далеко не каждому... Тем не менее
Караул это название села и старинной дворянской усадьбы. Само по
себе название, сделал небольшой лингвистический экскурс ведущий
церемонии открытия доктор политологии В.Пеньков, имеет несколько
вариантов происхождения: то ли речь идет о "карауле" в
военном понимании слова как-никак тут были окраинные земли Российского
государства, то ли это напоминание о побывавших здесь когда-то тюркоязычных
народах, зачем-то назвавших это красивое место черной (кара) деревней
(аул). Но главный интерес представляет все же не история происхождения
названия поселения, а история самой усадьбы, потому что жизнь ее
обитателей крепко связана с историей и культурой России.
Усадьбой
в разное время владели Михеевы, Арбеньевы, Левашовы, Вышеславцевы,
но наибольшую известность Караул получил после 1837 года, когда
его хозяевами стали Чичерины. Усадьба превратилась без преувеличения
в культурный, научный и художественный центр, что и по сей день
ощущается, по словам выступавшей на открытии выставки директора
тамбовского Дома-музея Г.Чичерина М.Вержевикиной, как "высокая
интенсивность" этого места.
Но
интенсивность интенсивностью, а усадьба, поставленная на государственную
охрану еще в 1920 году, практически утрачена.
Тамбовские
художники убедились в этом собственными глазами.
...Путь
в Караул, находящийся в Инжавинском районе, пролегал мимо строящихся
крупных птицеводческих комплексов (район - одна из "точек роста"
в области), которые производили самое благоприятное впечатление
впечатление роста и развития, и казалось, что с каждым километром
это ощущение будет расти. Но Караул с его все еще величественным
парком и бесповоротно разрушенными стенами, произвел впечатление
пустоты и одиночества.
Впрочем,
каждый переживал тот на редкость жаркий день по-своему, и Б.Ткачев
вспоминал на открытии выставки, что на душе было хорошо, М.Афанасьев
назвал выезд на пленэр праздником для художника... Вот только сухое
дерево, написанное несколькими художниками, и среди них, пожалуй,
наиболее выразительно именно Б.Ткачевым, никак не походит на выплеск
эмоций из разряда "на душе хорошо". Да и "Так хороши,
так свежи были розы" М.Афанасьева на странном, но понятном
языке элегии и плаката говорят о чем угодно, только не о празднике,
даже если он и в самом деле был. Сомневаться в том, что праздник
все же был, не приходится природа тех мест бесстрастна, как везде,
красива редкостно и способна просто околдовать, а "Утро"
А. Бубенцова тому подтверждение.
На
выставке неоднократно возникала тема храма без купола, разрушенной
церкви, где местные жители, как умиленно выразился кто-то из художников,
молятся напрямую небесам. Церковь эту написал едва ли не каждый
участник пленэра, что дало возможность организаторам говорить о
культурном шоке, испытанном художниками при виде этой церкви. Но,
думается, куда больший шок можно испытать при рассказе о том, что
вообще-то местные жители потянулись в бывшую церковь после того,
как молодые городские волонтеры вытащили из руин весь мусор, что
накопился там за многие годы.
Да,
конечно, никогда нельзя отчаиваться и всегда надо стараться спасти
то, что еще можно спасти, и, думается, поэтому в экспозиции наряду
с работами профессиональных художников представлены детские работы.
Их авторы воспитанники Караульского детского дома им. Г.В.Чичерина.
Устроители выставки, в числе которых управление культуры и архивного
дела области, Дом-музей Г.В. Чичерина, Общественная палата области
и партнер проекта Инжавинская птицефабрика, намерены организовать
благотворительную распродажу работ взрослых и юных художников, а
вырученные средства передать детскому дому.
Но
ни это, ни факт открытия выставки в любимый россиянами день Веры,
Надежды, Любови и матери их Софии не дают оснований верить в возрождение
усадьбы. На это можно только надеяться и, играя оттенками смыслов,
рассуждать о том, с какой же интонацией надо произносить название
выставки и какой все же смысл в него вкладывать. Как уже сказано,
деятели искусства нередко отражают и выражают те или иные мысли
и настроения фактически помимо собственной воли и желания. А потому,
рассуждая о том, как надо в данном случае говорить: "Караул!"
или "Караул...", стоило бы остановиться на традиционно-интеллигентском
"Караул?".
Ольга
САМОЙЛОВА
|