галерея участники новости награды выставки п р е с с а контакты

 

П р е с с а

 

 


 

КУЛЬТУРНЫЙ ШОК КАРАУЛА

           

           Не вполне объяснимый, а потому охотно именуемый мистическим, характер творчества проявляется нередко в том, что некоторые или даже многие вещи художник освещает почти помимо своей воли. Примеры приводить необязательно все здесь люди образованные и не раз смеялись над школярским "этим стихотворением (скульптурой, картиной) автор хотел сказать". Может, и не хотел вовсе. Но сказал.
           Об этой странной особенности взаимоотношений искусства, жизни и художника вспомнилось на открытии выставки в "Новой галерее". Выставка, первая в начинающемся сезоне, включает в себя боле пятидесяти живописных работ тамбовских художников А.Архипова, М.Афанасьева, И.Бирюковой, С.Бирюковой, А.Бубенцова, Н.Насонова, О.Потеевой, Б.Ткачева, явившихся плодом поездки в усадьбу Караул. Подобного рода выезды на летние пленэры традиционно проходят при содействии тамбовского отделения Сбербанка, вот и этим летом был организован выезд восьми живописцев в некогда роскошную усадьбу.
           Сейчас от той роскоши, можно сказать, сохранилась только роскошная история, впрочем, и она известна далеко не всем, так что даже выражение "мы поехали в Караул" понятно далеко не каждому... Тем не менее Караул это название села и старинной дворянской усадьбы. Само по себе название, сделал небольшой лингвистический экскурс ведущий церемонии открытия доктор политологии В.Пеньков, имеет несколько вариантов происхождения: то ли речь идет о "карауле" в военном понимании слова как-никак тут были окраинные земли Российского государства, то ли это напоминание о побывавших здесь когда-то тюркоязычных народах, зачем-то назвавших это красивое место черной (кара) деревней (аул). Но главный интерес представляет все же не история происхождения названия поселения, а история самой усадьбы, потому что жизнь ее обитателей крепко связана с историей и культурой России.
           Усадьбой в разное время владели Михеевы, Арбеньевы, Левашовы, Вышеславцевы, но наибольшую известность Караул получил после 1837 года, когда его хозяевами стали Чичерины. Усадьба превратилась без преувеличения в культурный, научный и художественный центр, что и по сей день ощущается, по словам выступавшей на открытии выставки директора тамбовского Дома-музея Г.Чичерина М.Вержевикиной, как "высокая интенсивность" этого места.
           Но интенсивность интенсивностью, а усадьба, поставленная на государственную охрану еще в 1920 году, практически утрачена.
           Тамбовские художники убедились в этом собственными глазами.
           ...Путь в Караул, находящийся в Инжавинском районе, пролегал мимо строящихся крупных птицеводческих комплексов (район - одна из "точек роста" в области), которые производили самое благоприятное впечатление впечатление роста и развития, и казалось, что с каждым километром это ощущение будет расти. Но Караул с его все еще величественным парком и бесповоротно разрушенными стенами, произвел впечатление пустоты и одиночества.
           Впрочем, каждый переживал тот на редкость жаркий день по-своему, и Б.Ткачев вспоминал на открытии выставки, что на душе было хорошо, М.Афанасьев назвал выезд на пленэр праздником для художника... Вот только сухое дерево, написанное несколькими художниками, и среди них, пожалуй, наиболее выразительно именно Б.Ткачевым, никак не походит на выплеск эмоций из разряда "на душе хорошо". Да и "Так хороши, так свежи были розы" М.Афанасьева на странном, но понятном языке элегии и плаката говорят о чем угодно, только не о празднике, даже если он и в самом деле был. Сомневаться в том, что праздник все же был, не приходится природа тех мест бесстрастна, как везде, красива редкостно и способна просто околдовать, а "Утро" А. Бубенцова тому подтверждение.
           На выставке неоднократно возникала тема храма без купола, разрушенной церкви, где местные жители, как умиленно выразился кто-то из художников, молятся напрямую небесам. Церковь эту написал едва ли не каждый участник пленэра, что дало возможность организаторам говорить о культурном шоке, испытанном художниками при виде этой церкви. Но, думается, куда больший шок можно испытать при рассказе о том, что вообще-то местные жители потянулись в бывшую церковь после того, как молодые городские волонтеры вытащили из руин весь мусор, что накопился там за многие годы.
           Да, конечно, никогда нельзя отчаиваться и всегда надо стараться спасти то, что еще можно спасти, и, думается, поэтому в экспозиции наряду с работами профессиональных художников представлены детские работы. Их авторы воспитанники Караульского детского дома им. Г.В.Чичерина. Устроители выставки, в числе которых управление культуры и архивного дела области, Дом-музей Г.В. Чичерина, Общественная палата области и партнер проекта Инжавинская птицефабрика, намерены организовать благотворительную распродажу работ взрослых и юных художников, а вырученные средства передать детскому дому.
           Но ни это, ни факт открытия выставки в любимый россиянами день Веры, Надежды, Любови и матери их Софии не дают оснований верить в возрождение усадьбы. На это можно только надеяться и, играя оттенками смыслов, рассуждать о том, с какой же интонацией надо произносить название выставки и какой все же смысл в него вкладывать. Как уже сказано, деятели искусства нередко отражают и выражают те или иные мысли и настроения фактически помимо собственной воли и желания. А потому, рассуждая о том, как надо в данном случае говорить: "Караул!" или "Караул...", стоило бы остановиться на традиционно-интеллигентском "Караул?".

 

Ольга САМОЙЛОВА


 

 

 
"Новая Галерея" © 2012 г.