ПОИСКИ И НАХОДКИ БОРИСА ТКАЧЕВА
В выставочном зале Тамбовского отделения Сбербанка
России "Новая галерея" экспонируются живописные работы
члена Союза художников России Бориса Ткачева. Родился он в райцентре
Знаменка, учился в Пензенском художественном училище, многие годы
живет и работает в Тамбове. Его творчество органично связано с малой
родиной, ее задумчивыми пейзажами, с неброской природой средней
полосы России, побуждающими человека к осмыслению своего места на
земле.
"Поиск нового в рамках реализма", — так определяет свое
творческое кредо Б. Ткачев. И это не пустая фраза, а глубокое убеждение
художника, находящее отражение в его живописных полотнах. Сюжеты
картин узнаваемы и в то же время это
не ординарная визуальность, а нечто большее. Для Бориса Ткачева
конкретный видимый мотив — это своеобразный толчок от реальности
к эмоции. Его пейзажи по-левитановски безлюдны, но, всматриваясь
в полотна, понимаешь, что перед тобой не просто разлом земной коры,
а излом человеческой судьбы. Он не пытается до неузнаваемости изменить
пейзажный мотив, но и не стремится сделать его иллюзорным до фотографичности.
Живопись Б. Ткачева требует созерцания, а не разглядывания. Она
не для "любителей природы", для ценителей живописи, умеющих
восхищаться своеобразной строгостью построений композиций, выверен-ностью
пропорций. Для него — тонкого живописца — важна динамичность линий,
а не простота графических полос.
На его полотнах водоемы — это не "емкости" для ловли рыбы,
а некая философская субстанция, небо — не просто атмосфера, а свод
мироздания.
Б. Ткачев "Натюрморт
с белой кружкой",
50х60, х. м.,1999 .г
|
Для полотен Б. Ткачева характерен живописный аскетизм,
его колористическая гамма негромкая, но побуждающая к глубокому
размышлению. Композиция, как правило, такова, что зритель вместе
с автором стремится подняться над видимым, заглянуть за линию горизонта.
Его зима — это контраст и некая напряженность, осень — сдержанность
неповторимой цветовой гармонии. Явно просматривается любовь живописца
к туманам, таящим в себе недосказанность и загадку. В каждом из
двадцати трех экспонируемых полотен есть потаенная грусть, узнаваемая
реальность чувств художника. Борис Ткачев, на первый взгляд, "минорный"
живописец. Его сосредоточенное раздумье об окружающем мире и о себе
вызывает ассоциации с полотнами Брейгеля, Вермеера, Врубеля...
Тамбов и его окрестности стали для Бориса Ткачева его антеевой землей,
питающей душевные и физические силы, явились творческой мастерской
незаурядного художкика. Стремление к апостольскому служению искусству
привело живописца в Тамбовскую детскую художественную школу, где
он стремится передать юным дарованиям свое видение действительности,
привить любовь и уважение к окружающему миру.
П. Володин
"Тамбовская жизнь". 1 августа
2003 г.
|