галерея участники новости награды выставки п р е с с а контакты

 

П р е с с а

 

 


 

ТАМБОВ. 1990-е. ХУДОЖНИКИ "НА КРЫШЕ"

           

С января 1994 по декабрь 1997 года в Тамбовской областной картинной галерее проходили выставки художников "На Крыше". Название группы является обозначением места расположения творческих мастерских на верхних этажах высотного дома в центре города.

Тамбовская журналистка Н. Веселовская так описала историю "Крыши": "Понятие "крыша" не в криминальном, а в искусствоведческом значении появилось в нашем городе на рубеже 80-х и 90-х годов. Тогда все больше стали заявлять о себе молодые художники, которые не входили в официальный союз, были очень независимы и придерживались новейших направлений в искусстве. В советские времена на "таких" просто не обращали внимание. Но тут перестройка, руководство Союза художников и чиновники от культуры боялись, что их обвинят в зажиме творческой молодежи. Проще было дать этим "бездомным" мастерские, и пусть выплывают, как могут. И было принято соломоново решение: предложить двум десяткам таких живописцев и скульпторов технические помещения на крыше дома № 36 по улице Интернациональной. Отремонтировать своими руками эти казематы и сделать из них уютные студии действительно было под силу только молодым и упрямым. Но они справились" .

Первый мэр города В.Н. Коваль (1952-1998) поддержал молодых художников. Мастерские "на крыше" получили самостоятельность и "отделились" от Союза художников. "Крышнаитов" начинают рассматривать как оппозицию официальному Союзу.

Открытие первой выставки состоялось 6 января 1994 года. Художники "отменили" выставком, устроили лотерею и фуршет, на выставке зазвучала современная музыка. Был издан черно-белый каталог, где они провозгласили: "Свободное искусство собравшихся вместе свободных людей". На массивном кубе с изображением городских крыш и восходящего солнца, который раскачивался на ветру у здания галереи, было написано "Художники "На Крыше".

Не знакомые с премудростью пиара, художники давали интервью и выступали в радиопередачах. Простое название "На Крыше" запомнилось публике. А художники, окрыленные успехом и вниманием, решили регулярно устраивать выставки и каждый раз показывать только новые работы .

В декабре 1994 г. состоялась вторая выставка художников "На Крыше". Характерен заголовок газетной публикации "Эй, "На крыше"! Поехали?" , в которой отмечалось "обилие интересных работ, свидетельствующих, что живопись, выпущенная на свободу, способна развиваться и без идеологической опеки. Большинство этих полотен прежде всего красивы, отмечены вкусом…". "Крыша поехала…". Может быть, и поехала. Но будем справедливы - талантливо и в нужном направлении". И в дальнейшем каждая выставка становилась событием в городе. Просторное здание областной картинной галереи не вмещало всех желающих посмотреть "альтернативное" искусство.

Вероятно, успех выставок "На Крыше" во многом можно объяснить тем, что представленное искусство было разнообразно во всех смыслах. Живопись, графика, скульптура, фотография, керамика, батик, костюм, эскизы к театральным постановкам. Библейские, исторические, мифологические сюжеты рядом с актуальными темами. Реалистическая живопись, эксперименты и формальные поиски.

Условно всех участников объединения можно рассматривать как представителей двух направлений: традиционного и новаторского. Сами художники выстраивали экспозиции по принципу: от "абстракции к реализму", когда один стиль плавно переходил в другой.

Открытие третьей выставки художников "На Крыше" состоялась 16 декабря 1995 г. в ТОКГ. Было очевидно, что соотношение "сил" меняется в пользу "реалистов". Как оказалось, поэтичные пейзажи родной природы зрителю были все-таки ближе и понятнее, да и покупались они лучше, чем "вновь открытое" современное искусство. Художники "На Крыше" оказались в ситуации выбора: "Быть или не быть?".

Тем не менее, 20 декабря 1996 г. открытие четвертой выставки состоялось. На вернисаже несколько работ И. Бирюковой были закуплены Тамбовским отделением Сбербанка. Эта "встреча" со Сбербанком оказалась знаковой. После прекращения выставок "На Крыше" И. Бирюкова вместе с группой бизнесменов при поддержке Сбербанка создала в 1999 году "Новую Галерею" . Искусствовед О. Михайлова в своей книге о тамбовских художниках пишет, что опыт, приобретенный И. Бирюковой при организации выставок "На Крыше" пригодился ей при создании "Новой Галереи", а выставочный зал в центральном офисе Сбербанка стал "альтернативным пространством" культурной жизни региона .

19 декабря 1997 г. состоялось открытие 5-ой выставки. Тогда же впервые художники "На Крыше" появились в телеэфире. В сюжете на канале Тамбовского государственного телевидения, зрители увидели открытие выставки, где присутствовали представители администрации города, бизнесмены, многие тамбовские художники, в том числе члены правления местного отделения Союза художников, журналисты и музыканты, а так же было показано интервью с художниками в мастерских на крыше .

В Тамбове популярность художников "На Крыше" была сродни популярности известных рок-групп . Так же как местное отделение "Мемориала", газетный самиздат "Содействие" или литературное объединение "Заумь" художники "На Крыше" воспринимались как протест против единомыслия и диктата, определяя вектор общественной и культурной жизни Тамбова девяностых годов. Творческая жизнь в Тамбове не угасала, и немало горожан приобщилось к искусству именно в этот период.

В 1998 г. И. Бирюкова публикует в местной прессе статью, в которой образно осмысливает ситуацию: "Крыша" - объединение творческое, и так же как в творчестве в ней два начала - "земное" и "небесное". Она - реальность с мастерскими и художниками, с определенным адресом и вполне прозаичными заботами. Но, одновременно, ее как бы и нет, раз нет устава и счета в банке, то есть формального осуществления. Вероятно, бессмысленно говорить, что "Крыша" уже неактуальна, что она изжила себя, сомневаться в ее существовании. Для всего города - она уже достопримечательность, отчасти даже миф. А исчезновение ее невозможно по причине того, что ее ведь на самом деле как бы и нет".

Это был ответ на публикацию тамбовского журналиста А. Хворостова, который с сожалением отметил, что "из некогда оппозиционной официальному искусству группы "крышнаиты" превратились в его неотъемлемую часть, чему первое подтверждение - количество пришедших на праздник официальных лиц".

Активную выставочную деятельность объединение художников "На Крыше" прекратило после 1997 года. Всего состоялось пять выставок. В разные годы в них принимали участие двадцать художников: М Афанасьев, В.Бирюков, И. Бирюкова, А. Бубенцов, Н. Воронков, О. Гаврилов, Е.Егорова, О.Ивашенцев, Т. Ивашенцева, В. Ковылин, В. Колесников, О. Краскова, А. Медведев, Н. Насонов, Б.Ольшанский, Т. Ольшанская, Т. Петрова, Б. Ткачев, Р. Туктаров, А. Щербаков.

Неформальные объединения, возникающие на сломе эпох, чаще всего немногочисленны и недолговечны. Но, как от пронесшейся кометы, за ними долго остается светящийся след. На этом можно было бы закончить историю "Крыши", сказав о ее роли и значении в социальной жизни провинции и влиянии на искусство, но …

* * *

После большого перерыва выставки художников "На Крыше" возобновились практически в прежнем авторском составе. Экспозиция "Десять лет спустя" была представлена в 2003 г. в "Новой Галерее", а в 2004 г. - в ТОКГ. В 2009 г. "Крыша" напомнила о себе арт-проектом "От перестройки до кризиса", в 2011 г. - выставкой "Взгляд из девяностых" в "Новой Галерее".
Кто же сказал, что КРЫША съехала?..

 

Софья Бирюкова


 

 

 
"Новая Галерея" © 2012 г.