галерея участники новости награды выставки п р е с с а контакты

 

П р е с с а

 

 


 

ШАГИ НА ВСТРЕЧУ

 

     

Такой знакомый незнакомец -
портрет А.П. Чехова работы И. Затуловской

      

- Жесть! - восклицание, означающее высшую степень проявления эмоций, звучало на этой выставке в вечер ее открытия довольно часто. И здесь это было оправдано как в переносном, так и в прямом смысле слова - жесть, выбранная в качестве своеобразного "холста" для картин художника, стала сама произведением искусства. "Новая галерея" в очередной раз смогла эпатировать тамбовскую публику, представив экспозицию под суперлаконичным названием "Ирина Затуловская. Живопись".

Лаконизм, а точнее обезоруживающая простота названия вовсе не случайны, а напрямую перекликаются с "неслыханной простотой" работ московской художницы, Ирины Затуловской. Однако работы эти ныне представлены в собраниях лучших музеев России и зарубежья - в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственном Русском музее, Московском музее современного искусства, в самых престижных художественных музеях Финляндии, Голландии, Польши, Италии. Это не говоря уже о различных наградах художницы, включая, престижную премию "Мастер".

Дело в том, что "простота" эта совсем не так проста. Чтобы ее постичь и чего-то в этом направлении достичь, художнику приходится пройти школу как классической живописи, так и испытать на себе искушение самого "замороченного" авангарда. Этот путь проходили такие знаменитые мастера как Михаил Ларионов, Нина Гончарова, Юрий Фальк. Правда, Ирина Затуловская не пыталась кому-то подражать, а пришла к столь естественному искусству вполне естественным путем, найдя гармонию в материале и том, что можно изобразить на нем. Она уверена, что красота живет вокруг нас, живет в самых, казалось бы, непримечательных вещах. Надо их только заметить. Но в этом и есть миссия художника отсечь от камня все лишнее.

Правда, Ирина Затуловская использует не камень, а в основном жесть и дерево. Это предметы, к которым человек уже когда-то приложил руку, они сохранили дух времени и информацию, заложенную тогда. А изображение на старой двери или фрагменте забора - всего лишь продолжение самого материала, раскрывающее для нас его внутреннюю суть. Вы можете с этим соглашаться или нет, но не поверить в это невозможно. Надо лишь внимательнее приглядеться, и тогда осколки времени сойдутся в пространстве, чтобы ты к ним смог прикоснуться. Не бойтесь обжечься, и у вас получится!

Произведения Ирины Затуловской в Тамбове оказались впервые. Было это непросто, но энергия арт-директора "Новой галереи" Ирины Бирюковой и организаторские . качества соавтора проекта Владимира Пенькова, похоже, не знают границ. Экспозиция стала продолжением миссии "Новой галереи", знакомящей тамбовчан с наиболее яркими образцами современного искусства, начатой в свое время выставками Сергея Горшкова, Андрея Бильжо и произведениями из коллекции небезызвестного Марата Гельмана. Эти авторы не просто присылали свои работы, но и сами их представляли в городе на Дне. Не стала исключением и Ирина Затуловская. Ее слегка смутило внимание прессы: "Я ничего такого не изобретаю - все это уже было изобретено в народном искусстве...". И, может, потому художнице очень понравился наш Тамбов. И не просто понравился внешне, а тоже стал источником вдохновения. Включая вполне прагматичную сторону дела.

 

Всё гениальное действительно просто -
"Автопортрет со счётчиками"

 

К примеру, у старого деревянного дома на улице Кронштадтской близ католического костела мастер не могла пройти мимо лежащих на земле старинных досок. И они теперь станут основой будущих работ. Ведь для этого нужно не просто дерево, а живая плоть времени...

 

Арт-директор "Новой галереи" Ирина Бирюкова и соавтор проекта Владимир Пеньков представляют московскую художницу Ирину Затуловскую

 

"Чуть листья расцветут

Глядишь - уже увяли

Весна и осень

Радость русская

В печали..."

 

Эти строки в духе японской поэзии написаны самой художницей. Возможно, в них и заключен смысл большинства ее картин, написанных в столь необычной и непривычной большинству манере. Но она не хочет кому-то понравиться, тем более большинству. Художник и зритель должны идти друг к другу. И если есть возможность сделать эти шаги, то в этом уже есть смысл...

 

Виталий Полозов

Фото автора


 

 

 
"Новая Галерея" © 2012 г.