ШАГИ НА ВСТРЕЧУ
|
Такой знакомый незнакомец - портрет А.П.
Чехова работы И. Затуловской
|
- Жесть! - восклицание, означающее высшую степень проявления эмоций,
звучало на этой выставке в вечер ее открытия довольно часто. И здесь
это было оправдано как в переносном, так и в прямом смысле слова
- жесть, выбранная в качестве своеобразного "холста" для
картин художника, стала сама произведением искусства. "Новая
галерея" в очередной раз смогла эпатировать тамбовскую публику,
представив экспозицию под суперлаконичным названием "Ирина
Затуловская. Живопись".
Лаконизм, а точнее обезоруживающая простота названия вовсе не случайны,
а напрямую перекликаются с "неслыханной простотой" работ
московской художницы, Ирины Затуловской. Однако работы эти ныне
представлены в собраниях лучших музеев России и зарубежья - в Государственной
Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств
имени А.С. Пушкина, Государственном Русском музее, Московском музее
современного искусства, в самых престижных художественных музеях
Финляндии, Голландии, Польши, Италии. Это не говоря уже о различных
наградах художницы, включая, престижную премию "Мастер".
Дело в том, что "простота" эта совсем не так проста. Чтобы
ее постичь и чего-то в этом направлении достичь, художнику приходится
пройти школу как классической живописи, так и испытать на себе искушение
самого "замороченного" авангарда. Этот путь проходили
такие знаменитые мастера как Михаил Ларионов, Нина Гончарова, Юрий
Фальк. Правда, Ирина Затуловская не пыталась кому-то подражать,
а пришла к столь естественному искусству вполне естественным путем,
найдя гармонию в материале и том, что можно изобразить на нем. Она
уверена, что красота живет вокруг нас, живет в самых, казалось бы,
непримечательных вещах. Надо их только заметить. Но в этом и есть
миссия художника отсечь от камня все лишнее.
Правда, Ирина Затуловская использует не камень, а в основном жесть
и дерево. Это предметы, к которым человек уже когда-то приложил
руку, они сохранили дух времени и информацию, заложенную тогда.
А изображение на старой двери или фрагменте забора - всего лишь
продолжение самого материала, раскрывающее для нас его внутреннюю
суть. Вы можете с этим соглашаться или нет, но не поверить в это
невозможно. Надо лишь внимательнее приглядеться, и тогда осколки
времени сойдутся в пространстве, чтобы ты к ним смог прикоснуться.
Не бойтесь обжечься, и у вас получится!
Произведения Ирины Затуловской в Тамбове оказались впервые. Было
это непросто, но энергия арт-директора "Новой галереи"
Ирины Бирюковой и организаторские . качества соавтора проекта Владимира
Пенькова, похоже, не знают границ. Экспозиция стала продолжением
миссии "Новой галереи", знакомящей тамбовчан с наиболее
яркими образцами современного искусства, начатой в свое время выставками
Сергея Горшкова, Андрея Бильжо и произведениями из коллекции небезызвестного
Марата Гельмана. Эти авторы не просто присылали свои работы, но
и сами их представляли в городе на Дне. Не стала исключением и Ирина
Затуловская. Ее слегка смутило внимание прессы: "Я ничего такого
не изобретаю - все это уже было изобретено в народном искусстве...".
И, может, потому художнице очень понравился наш Тамбов. И не просто
понравился внешне, а тоже стал источником вдохновения. Включая вполне
прагматичную сторону дела.
|
Всё гениальное действительно просто - "Автопортрет
со счётчиками"
|
К примеру, у старого деревянного дома на улице Кронштадтской близ
католического костела мастер не могла пройти мимо лежащих на земле
старинных досок. И они теперь станут основой будущих работ. Ведь
для этого нужно не просто дерево, а живая плоть времени...
|
Арт-директор "Новой галереи" Ирина Бирюкова
и соавтор проекта Владимир Пеньков представляют московскую
художницу Ирину Затуловскую
|
"Чуть листья расцветут
Глядишь - уже увяли
Весна и осень
Радость русская
В печали..."
Эти строки в духе японской поэзии написаны самой художницей. Возможно,
в них и заключен смысл большинства ее картин, написанных в столь
необычной и непривычной большинству манере. Но она не хочет кому-то
понравиться, тем более большинству. Художник и зритель должны идти
друг к другу. И если есть возможность сделать эти шаги, то в этом
уже есть смысл...
Виталий
Полозов
Фото
автора
|