ИМ С КРЫШИ ВИДНО ВСЁ...
Художники "На крыше"
на крыше. 1994г.
|
В экспозиции выставки
"Художники на крыше", или "Десять лет спустя",
открывшейся в выставочном зале Тамбовского отделения Сбербанка России
"Новая галерея", представлены
52 творческие работы
живописцев
Михаила Афанасьева,
Ирины Бирюковой,
Андрея Бубенцова,
Олега Ивашенцева,
Ольги Красковой,
Владимира Колесникова,
Николая Насонова, Татьяны Петровой, Бориса и Татьяны Ольшанских,
Бориса Ткачева, скульптура Владимира Бирюкова, графика Николая Воронкова,
а также батик Елены Егоровой и керамика Андрея Щербакова.
Именно они (и еще несколько их коллег) десять лет назад организовали
первую в Тамбове выставку "Художники на крыше", не только
эпатировавшую многочисленную публику, едва вмещавшуюся в экспозиционные
залы, но и получившую широкий общественный резонанс.
Предыстория "Крыши" была в духе времени. В конце 1980-х
— начале 1990-х годов в Тамбове по решению властей технологические
помещения на крыше дома номер 36 по улице Интернациональной были
переданы художникам, большинство из которых не входило в официальный
СХ. Никто не протестовал, так как эти холодные и темные помещения
могли лишь отпугивать своей богемной неустроенностью. Молодые и
энергичные, они сделали все сами: построили себе мастерские, обустроили
интерьеры и вскоре из чисто территориального "Крыша" стала
объединением творческим.
Бурные общественные перемены, неукротимое желание заявить о себе
подвигли мастеров кисти и резца на создание в конце 1993 года неформальной
творческой группы. И уже 6 января 1994 "Крыша" представила
на суд общественности свою первую выставку, развернутую в большом
зале Тамбовской областной картинной галереи. "Свободное искусство
собравшихся вместе свободных людей" — так сформулировали свое
кредо ее устроители. Затем было организовано шесть ежегодных вернисажей,
что повергло скептиков, предрекавших скорый развал "Крыши",
в уныние. Менялись экспозиции, но неизменным оставалось стремление
молодых авторов донести до зрителей свое видение мира и человека
в нем, наконец, себя и времени. Экспрессия, искренность выгодным
образом отличали "Крышу" от "официального" искусства.
Все вернисажи — и это было впервые — становились некими спектаклями
с лотереями, музыкой, задушевным общением.
Проект"Новой галереи" "Десять лет спустя" —
это своеобразная инсталляция во времени и пространстве, свидетельство
уважения к тем, кто, несмотря на свою "разность", умеет
быть вместе, преступив извечное и, увы, неизбежное непонимание друг
друга. Спрессованное в художественные образы время перемен, утрат
и обретений, застывшее в полотнах, скульптуре, керамике, по-новому
оценивается через десятилетие. Здесь удивительным образом один стиль
как бы перетекает в другой: переосмысливаются традиции реализма
и авангарда, импрессионизма и модерна...
Экспозиция убеждает в том, что "Крыша" ни с кем не борется",
не протестует, не конфликтует, а искренне отстаивает право Художника
всегда быть самим собой, быть свободным от давления разного рода
идеологических "...измов", иметь возможность говорить
в полный голос на своем языке.
В. Федоров
"Тамбовская жизнь". 25 октября
2003
|