галерея участники новости награды выставки п р е с с а контакты

 

П р е с с а

 

 


 

КТО СКАЗАЛ, ЧТО КРЫША СЪЕХАЛА?

 

 

ПОНЯТИЕ "крыша" не в криминальном, а в искусствоведческом значении появилось в нашем городе на рубеже 80-х и 90-х годов. Тогда все больше стали заявлять о себе молодые художники, которые не входили в официальный союз, были очень независимы и придерживались новейших направлений в искусстве. В советские времена на таких просто не обращали внимания. Но тут перестройка, руководство

Художники "На крыше" в "Новой галерее".

Союза художников и чиновники от культуры боялись, что их обвинят в зажиме творческой молодежи. Проще было дать этим "бездомным" мастерские, и пусть выплывают, как могут. И было принято соломоново решение: предложить двум десяткам таких живописцев и скульпторов технические помещения на крыше дома №36 по улице Интернациональной.

Отремонтировать своими руками эти казематы и сделать из них уютные студии действительно было под силу только молодым и упрямым. Но они справились.

Кто первый предложил сделать из территориального понятия "крыша" неформальный творческий союз единомышленников, сейчас установить трудно — слишком многие претендуют на авторство идеи. Но мысль действительно была удачной, и к Рождеству 1994 года объединение "На крыше" представило на суд публики свою первую выставку в зале областной картинной галереи.

Для провинциального города она была потрясением. Разные направления современного русского авангарда, импрессионизма, модернизма, которые только случайно,только изредка могли попасть на официальные вернисажи, теперь предстали во всей красе. Люди толпились перед абстрактными композициями Тухтара, улыбались остроумным, чуть кичеватым портретам Афанасьева, часами разглядывали глубоко символичные пейзажи Ткачева. Художники сразу стали знаменитостями, и на следующие выставки народу собиралось все больше и больше.

Зимние вернисажи теперь сопровождались выступлениями скрипачей и пианистов; стало традицией проводить у этих картин рождественские музыкальные вечера. Но многолетний ремонт картинной галереи поломал все планы, и после шестой своей экспозиции члены объединения уже вместе не собирались.

И вот новая встреча — совместная выставка в Новой галерее "Художники "На крыше", или Десять лет спустя". Правда, количество выставивших свои работы немного сократилось. Нет Тухтара, Медведева, перестали выставляться с ними территориальные "чужаки"... Но основные имена все те же. А картины... У Татьяны Ольшанской стало меньше "красивости" и больше психологической глубины. Ткачев все смелее идет на эксперимент, не выходя из рамок реализма. Полотна Ирины Бирюковой стали еще более изысканными и непонятными, ее живопись теперь напоминает застывшую музыку.

Но больше всего изменился взгляд на жизнь Андрея Бубенцова и Ольги Красковой. После поездок супругов по Европе и Востоку в их работах появились новые формы и сюжеты.

А Михаил Афанасьев остался верен себе. Автопортреты в плакатных композициях "Раньше я был парень простецкий", "А теперь я крутой" как бы показывают, какая метаморфоза произошла в людях за последние 10-15 лет. И это является шутливым подведением итогов всего "крышевского" движения. Независимость видна и в полотнах и в живых лицах. Сейчас уже им не надо, как на первом вернисаже, писать на транспаранте "Свободное искусство собравшихся вместе свободных людей". Слова потеряли опьяняющую новизну и стали банальными. Конечно, свободные, раскованные, самостоятельные. Только повзрослели немного и теперь более спокойно смотрят вокруг. И именно такой взляд помогает делать самые неожиданные открытия.

 

Н. Веселовская

"Город на Цне" №46 12 ноября - 18 ноября 2003 г.


 

 

 

 
"Новая Галерея" © 2007 г.