галерея участники новости награды выставки п р е с с а контакты

 

П р е с с а

 

 


 

ПЕТРОВИЧ В ГОСТЯХ У ПЕТРОВИЧА

 

 

НЕ УСПЕЛА открыться в "Новой галерее" выставка творческого объединения художников "На крыше", как ее пришлось на время свернуть и уступить место московскому "мозговеду" и карикатуристу Андрею Бильжо. Ни один другой зал нашего города не подходил так под его работы. Ведь "Новая галерея" находится в Тамбовском отделении Сбербанка России, и где, как не в нем, следовало развернуть экспозицию под общей темой "Деньги"? К тому же волею судеб здание стоит на месте, где был когда-то дом замечательного поэта XIX века А. М. Жемчужникова, одного из создателей образа незабвенного Козьмы Петровича Пруткова. И вот к этому вымышленному Петровичу приехал тезка по отчеству, столь же вымышленный, которого мы знаем, в частности, по передачам Шендеровича.

Бильжо привез не только своего героя, но и друга — вполне реального воронежского художника и скульптора Сергея Горшкова. Жители Тамбова весной уже имели возможность приобщиться к его творчеству и теперь встречали многозапорные сундучки-копилки, денежные деревья и качающиеся над головами чудовищные рубли и копейки, как старых знакомых. А со стен смотрели бесчисленные Петровичи с остроумными, иногда весьма двусмысленными подписями. Так на восклицание: "Доллар падает!" герой философски отвечает: "Ну и курс с ним!" А увидев негра в постели у жены, понимает, что так теперь привлекают иностранных вкладчиков.

Очень много острот на классические сюжеты. Пиковая дама говорит Германну, что лучше всего, когда три карты — пластиковая, золотая и платиновая (типично банковский ответ). Буратино, оказывается, не зарыл деньги, а вложил их в зем-лю. Кстати, этот вырубленный из полена литературный персонаж считает рубль самой близкой для себя валютой. Больше всего повезло Раскольникову, который "бабок срубил". Ему посвящено около десятка карикатур.

Есть тут и Деды Морозы с мешками, которых принимают за инкассаторов, и изрядно побитые в крутых разборках люди: "Извини, Петрович, не узнал, богатым будешь", "Как же я с такой рожей в банк?" — "А ты по Интернету". Есть доллар на костылях, который все время падает и, возможно, ходить у нас уже не будет. Но самые частые сюжеты — про врачей, особенно в операционной.Стоя над усыпленным больным, они отказываются "за гроши рвать пупок", или размышляют, куда вложить "свои кровные". Черный юмор перестает так шокировать, когда вспоминаешь, что автор карикатур — главный врач "одной маленькой психиатрической больницы" (отсюда и прозвище "мозговед"), и в жизни своей насмотрелся всякого.

А вот наша публика многого не видела и теперь сделала массу открытий. Что бывают "авторские" деньги, которые можно не только хранить как сувениры, но и расплачиваться ими — все выступающие на открытии тут же получали за свои речи такой гонорар (кстати, на одной из купюр Бильжо оставил автограф специально для нашей газеты). Что большие деньги (такие же, но крупного формата) можно не только отмывать, но и сушить.

Тем же, кто считает (а были и такие), что Андрей Бильжо и его коллеги занимаются ерундой, напоминаем, что столичный художественный бомонд об их творчестве совсем другого мнения. В Москве уже открыты два престижных клуба "Петрович" и "Майор Пронин", оформленных этой творческой группой именно в такой стилистике. А выставки, подобные нынешней, проходили в разных городах и даже за границей. Просто нужно помнить, что искусство многолико и карикатура — тоже одно из его лиц.

 

Н. Веселовская

"Город на Цне" №47 19 ноября - 25 ноября 2003 г.


 

 

 

 
"Новая Галерея" © 2007 г.