галерея участники новости награды выставки п р е с с а контакты

 

П р е с с а

 

 


 

"ТАМБОВ: ФОТО НА ПАМЯТЬ ЭЛЬЗАЗУ"

 

«Надеемся, что эта гуманитарная акция послужит дальнейшему укреплению дружественных связей между Россией и Францией и, в частности между Тамбовской областью и регионом Эльзас, связанными непростым историческим прошлым и имеющими хорошие перспективы в области культурного и экономического сотрудничества», - так Генеральный консул России в Страсбурге Владимир Короткое определил значение экспозиции «Тамбов-Эльзасу: фото на грядущие века». Она открылась 10 сентября 2004 года в выставочном зале Тамбовского головного отделения Центрально-Черноземного банка СБ РФ, ознаменовав очередной - пятый по счету - сезон «Новой Галереи» и ее первый международный проект. Он реализован при деятельном участии Генерального консульства Российской Федерации в Страсбурге и французской ассоциации «Паломничество в Тамбов».

 

"Пастух"

фото Б. и Л. Ладыгиных 1956 г.

Основу экспозиции составили три с половиной десятка работ фотохудожников Бориса и Алексея Ладыгиных. Их композиции - визуальная биография нескольких поколений страны, практически лишенные репортажности, столь свойственной фотографии вообще. В них нет красивости, изящных ракурсов позирующих моделей, Они не драматизируют банальности, не умиляются и не гонятся за мелодраматическими сценами, не увлекаются мистическими или эротическими сюжетами. В настоящем неизбежно царит суетность. В нем трудно вычленить подлинные ценности, Это всего лишь «сырой материал» для художника, из которого он может создать вечные полотна. Выполненные в строгой черно-белой манере, фотоработы тамбовских авторов служат пониманию того, что время все приводит в порядок, превращает в гармоничные формы, пробуждает чувство покоя, постоянства и завершенности, которых никогда не может дать обыденная жизнь.

Широкий по временному диапазону (самый ранний из экспонируемых снимков датирован 1946 годом), неповторимый по жанровому разнообразию (портрет, пейзаж, жанровая сцена) взгляд авторов на окружающий нас мир побуждает зрителей вглядеться в прошлое и по-другому осознать сегодняшний день. Со снимков на нас смотрят лица как известных ученых, поэтов, так и безымянных колхозников, глаза хитровато-мудрых стариков и искренних детей. По-ладыгински неповторимы их «натурные съемки», сделанные наТамбов-щине. Особый пласт - сюжеты рахмани-новской Ивановки.

Общую картину выставки органично дополняют работы тамбовского фотожурналиста Анатолия Жалнина, запечат- , левшего визит на мемориальное кладбище близ станции Рада Президента Италии Карло Чампи, а также Патриарха Алексия II в Тамбовскую епархию.

Интересный и значимый пласт экспозиции - изящно оформленные открытки старого Тамбова, любезно предоставленные «Новой Галереей» местным коллекционером, сотрудником Тамбовского головного отделения ЦЧБ СБ РФ Игорем Вечеровым. Отпечатанные в начале прошлого века в типографиях и издательствах Шерер, Москалева, Набгольца, Боровского, Бердоносова и дошедшие до нас, они подкупают своей наивностью, открывают завесу над реалиями почти забытой эпохи.

Настоящей жемчужиной фотовыставки является партитура старинного марша «Прощание славянки». Шедевр Василия Агапкина, созданный в 1912 году в Тамбове, сегодня стал официальным Гимном Тамбовской области.

Проект, представленный «Новой Галереей», носит международный статус. Ведь уже в октябре выставка будет экспонироваться в Страсбурге, который является в настоящее время не только столицей Эльзаса, но и объединенной Европы. По словам главы администрации Тамбовской области Олега Бетина, «Европа от Атлантики до Урала, о которой мечтал в свое время великий гражданин Французской Республики Шарль де Голль, становится сегодня реальностью. Политические и экономические контакты между Российской Федерацией и Францией имеют глубокие исторические корни, находят свое масштабное продолжение в сфере культуры. Наши регионы, столь далекие географически, в силу исторических коллизий середины прошлого века стали близки, Многие сыны Эльзаса и Лотарингии, насильственно призванные в ряды Вермахта, нашли свое успокоение на лесном кладбище близ тамбовской станции Рада. Но не только трагическое прошлое объединяет нас сегодня»,

В самом деле, тесное культурное, научное, экономическое сотрудничество деятелей искусства, государственных служащих, студентов и бизнесменов Тамбова с Францией, наверное, свое наиболее символичное знаковое выражение нашло именно в этой выставке. Искусство фотографии, зародившееся в прошлом веке во Франции, сегодня позволит не только французам, но и всем жителям объединенной Европы познакомиться с жизнью людей, красотами природы, историческим событиями российского города Тамбова.


Павел Володин.
"Сбербанк России в Черноземье" сентябрь 2004 г.


 

 

 

 
"Новая Галерея" © 2007 г.