галерея участники новости награды выставки п р е с с а контакты

 

П р е с с а

 

 


 

Мост, соединяющий души

 

 

Писать о людях творческих профессий сложно. Настолько неуловим сам процесс создания произведения искусства, что попытка обрисовать его словами чем-то сродни давнему - с детства - стремлению "прикнопить" солнечный лучик к стене. Думается, о творческих проектах рассказывать не легче. Но все же попробуем…

 

В минувшем ноябре в главном зале мэрии французского Страсбурга экспонировалась выставка "Тамбов - Эльзасу: фото на грядущие века". Организованная тамбовской некоммерческой организацией "Новая Галерея" при содействии Генерального консульства России в Страсбурге и французской ассоциации "Паломничество в Тамбов", она получила широкий общественный резонанс. Журналисты газеты "Последние эльзасские новости", региональных каналов "TV-France 3", "Radio France Alsace", "Drei Ekerland a Colmar", не сговариваясь, рассказывали о выставке из России в восторженных тонах. Мари Бросар в своей статье, к примеру, отметила высокое мастерство тамбовских фотохудожников Бориса и Алексея Ладыгиных, которые, по ее мнению, "любят глубинку России с ее коренными жителями, мужиками, музыкантами и поэтами". Французские посетители русского вернисажа по достоинству оценили репортажные съемки фотожурналиста "Тамбовской жизни" Анатолия Жалнина, которые так же были представлены в экспозиции.

 

Один из моих французских собеседников в телефонном разговоре сообщил, что интерес к выставке из Тамбова сравним, разве что с ажиотажем вокруг экспонирования в местном музее известной работы Эжена Делакруа "Свобода на баррикадах", привезенной в конце октября из парижского Лувра в Страсбург. Сказано, видимо, с перехлестом, но, знаете ли, приятно. А когда в конце ноября арт-директор "Новой Галереи", тамбовская художница Ирина Бирюкова возвращалась домой, то фотовыставку пришлось оставить во Франции: власти Ля Брока, и Агено просили показать ее жителям не только Страсбурга, но и других городов Эльзаса.

 

"3 ноября 2004 года состоялось открытие выставки "Тамбов - Эльзасу: фото на грядущие века" в центральном зале мэрии города Страсбурга, на котором с приветствием выступил председатель Городского собрания Страсбурга Роберт Гроссман, президент французской ассоциации "Паломничество в Тамбов" Шарль Кляйн, арт-директор "Новой Галереи" Ирина Бирюкова. Такие мероприятия приобретают особую важность в условиях положительно меняющегося облика России в современной Европе."


Из письма Генерального консула России
в Страсбурге Владимира Короткова
тамбовскому губернатору Олегу Бетину

 

В краткой - всего пять лет - истории "Новой Галереи" выставка в Страсбурге была двадцать пятой по счету. А начиналось все весьма прозаично. Как говорится, "в нужное время и в нужном месте" встретились в Тамбове люди, для которых слова "культура", "искусство", "духовность" не просто сложенные вместе буквы русского алфавита. Хотя высоких слов участники той встречи в конце девяносто девятого старались избегать. Ирина Бирюкова, ставшая к тому времени уже одним из признанных лидеров группы молодых художников "На крыше", энергичные тамбовские бизнесмены Андрей Гнатюк, Александр Алабичев, Геннадий Берстенев решили разработать и реализовать весьма уникальный арт-проект. Чуть позднее в группу "отцов-основателей" вошел бизнесмен Александр Хорошков. Совсем кстати оказалось и то, что в это же время в Тамбове завершалась реконструкция здания Сбербанка России. Николай Бородин (и поныне возглавляющий Тамбовское отделение банка) предложил один из лучших залов обновленного офиса предоставить "Новой Галерее". И уже в феврале 2000 года при стечении большого числа любителей изобразительного искусства, представителей областных и городских властей, предпринимателей и банкиров, многочисленной прессы была открыта первая экспозиция. Дальше - больше. Выставки сменяли одна другую: тамбовские живописцы Николай Карпецкий, Борис Фомин, Андрей Кокшаров, Борис Ткачев, скульпторы Наталья Цицина и Михаил Салычев, их коллеги - художники из группы "На крыше", наконец, вернисажи самой Ирины Бирюковой. Здесь же впервые была представлена широкому зрителю частная участники тамбовской собирательницы живописи и графики Светланы Костюковой. Потом настал черед гостей из других городов. Из Воронежа привез свои работы талантливый скульптор Сергей Горшков. Здесь же, в "Новой Галерее" прошла посмертная выставка воронежского художника Александра Ножкина. Постепенно стала формироваться участники творческих работ.

 

"Новая Галерея" - это неправдоподобное событие в культурной жизни российской провинции. Прежде всего, поражает жизнеспособность галереи. В то время, когда со всех сторон мы только и слышим о том, что национальная культура не имеет никакой возможности развиваться и существовать, в Тамбове, в "Новой Галерее" под руководством Ирины Бирюковой и при поддержке Сбербанка России наблюдается культурная жизнь. Здесь очень высокий художественный уровень., "Новая Галерея" имеет свое лицо, свою концепцию существования и свой путь в прекрасном мире искусства. Ничего подобного в современной русской провинции я не знаю."


Сергей Горшков,
скульптор, член Союза художников России (Воронеж)

 

Но, пожалуй, одним из наиболее запоминающихся стал проект "Петрович в гостях у Петровича". Волею судеб новое здание Тамбовского отделения Сбербанка России стоит на месте давно снесенного домовладения, где в начале ХХ века квартировал один из создателей образа Козьмы Пруткова Алексей Михайлович Жемчужников. Сбербанк в своем офисе создал музей писателя и его героя. И вот в гости к Козьме Петровичу Пруткову прибыл из столицы не менее известный Петрович, создателем которого является московский художник и "мозговед" Андрей Бильжо. Эта совместная "тамбовско-московская придумка" была принята зрителями с интересом. Андрей Георгиевич потом признавался автору этих строк, что отправлялся в Тамбов не без некоторого сомнения. Но, увидев прекрасный выставочный зал в банковском здании, искусно сделанную Ириной Бирюковой экспозицию, пообщавшись с местной публикой, понял, что все опасения были напрасны. "Это всерьез и со вкусом", - резюмировал московский гость.

 

Создатели "Новой Галереи" никогда не подходили к своей затее как к некой забаве. Без громких слов и красивых жестов, каждый их них делал и делает свое дело. "Новая Галерея" стала признанным местом общения деятелей культуры и искусства, журналистов, бизнесменов, причем, не только тамбовских. Здесь уже побывали гости из десятков городов России, а также из Франции, Германии, Италии, Австрии. А после появления в Интернете сайта "Новой Галереи", показа по каналам "Культура" и НТВ репортажей о вернисажах в Тамбове круг общения стал еще шире. Появление в провинции подобных арт-проектов дает надежду на лучшее.

 

"Искусство в России сегодня почти не востребовано. Нам, художникам, очень трудно. Настоящим подарком судьбы стало открытие в Тамбове "Новой Галереи". Здесь можно выставлять свои работы, можно увидеть произведения других авторов. Но главное - "Новая Галерея" стала местом общения, местом представления новых идей, новых веяний. Это развивает нас, укрепляет уверенность в том, что настоящаядуховная жизнь в провинции есть."

 

Нина Балагурова,
народный художник России,
лауреат Государственной премии России им. И.Е. Репина (Тамбов)


"Новая Галерея" помогает наводить мосты между людьми и городами, а теперь, как выяснилось, и между странами. В Европе, где понятия границ стали чисто виртуальными, по мнению Ирины Бирюковой, это осознается наиболее явственно. Во время недавней поездки во Францию, когда выдалось пара свободных часов, решила проверить это сама. После десятиминутной поездки из центра Страсбурга, оказавшись на берегу Рейна, она отправилась пешком через Pont de l' Europe (Европейский мост) в германский Кель. Величественная панорама реки, мчащиеся мимо автомобили, воспоминания о недавней церемонии в городской Мэрии при открытии тамбовской выставки, беседы с новыми французскими знакомыми вновь и вновь обращали ее к раздумьям о том, насколько продвинулся арт-проект "Новой Галереи" за минувшее пятилетие. И как бы давая ответ на еще незаданный вопрос, взору художницы предстала одна из многочисленных плакет, укрепленных на парапете моста:

"Неважно, какая реальность окружает нас, какие обстоятельства выглядят неизбежными и безнадежными - ты всегда можешь противопоставить этому свой собственный проект, свою собственную мечту, рожденную в глубине твоего воображения."

 

Эти слова принадлежат Илье Кабакову, художнику, Гражданину Мира. Пожалуй, именно они лучше всего характеризуют то, что удалось сделать в Тамбове Ирине Бирюковой и ее друзьям.

 

Павел Володин

"Тамбовская жизнь" 8 декабря 2004 г.


 

 

 

 
"Новая Галерея" © 2007 г.