"Чистый воздух" тамбовских художников
12 октября в выставочном зале Тамбовского отделения
Сбербанка России общественная организация "Новая Галерея"
открыла свой очередной сезон. По подсчетам арт-директора этого проекта
живописца Ирины Бирюковой, за шесть с половиной лет сотрудничества
банка с художниками, скульпторами, графиками и мастерами художественной
фотографии проведено более трех десятков выставок, на которых экспонировались
работы воронежских, московских, тамбовских авторов, а также гостей
из Украины. Недавно по инициативе управляющего Тамбовским отделением
Сбербанка России Николая Бородина и главы администрации Знаменского
района Валерия Грициенко состоялся выезд группы тамбовских художников
на этюды. На профессиональном языке живописцев подобные вояжи именуются
пленэром, что в переводе с французского означает "чистый воздух",
а в среде художников толкуется как творчество на природе, писание
с натуры.
- Выбор маршрута, - говорит Ирина Бирюкова, - был
не случаен. Первым пунктом остановки "арт-десанта" было
избрано село Сухотинка, что в тридцати километрах от Тамбова. Здесь
сохранился комплекс женского Знаменского монастыря, основанного
в 1850 году. Нам показался интересным не только сам архитектурный
ансамбль, но и тот факт, что столетие назад в монастырских стенах
работала рисовальная школа, которой руководил известный провинциальный
художник Сергей Криволуцкий. Здесь же была создана иконописная мастерская,
ставшая одним из центров развития художественных традиций нашего
края в начале XX века.
Сегодня монастырский комплекс частично возвращен Русской православной
церкви, здесь активно ведутся реставрационные работы. Развернув
этюдники, художники сделали в монастыре немало набросков.
Вторым объектом посещения был избран рабочий поселок Знаменка. Внимание
Михаила Афанасьева, Ирины Бирюковой, Андрея Ельцова, Ольги Емельяновой,
Александра Мохова, Николая Насонова и Бориса Ткачева привлекла старинная
усадьба, ведущая свою историю с XVIII века и принадлежавшая в разные
годы Загряжским и Строгановым. Сохранившийся главный усадебный дом
хранит память о пребывании здесь в 1869 году русского художника
Федора Васильева, чье живописное полотно "Мокрый луг"
(как утверждают знатоки", написанное по мотивам знаменских
впечатлений) заняло достойное место в золотом фонде русской классической
живописи.
Кстати, один из бывших владельцев Знаменской усадьбы был создателем
Строгановского художественно-промышленного училища, действующего
в Москве и поныне. Павел Строганов, владевший усадьбой на протяжении
1863-1911 гг., в своем имении собрал уникальную коллекцию русской
и западно-европейской живописи. В знаменском доме хранились полотна
И. Айвазовского, А. Боголюбова, В.Боровиковского, К. Брюллова, Ф.
Васильева, М. Клодта и ряда других живописцев. Сегодня большая часть
строгановской коллекции выставлена в залах Тамбовской областной
картинной галереи.
В 1812 году дом в Знаменке стал местом рождения Натальи Гончаровой,
ставшей впоследствии женой Александра Сергеевича Пушкина. В усадебной
церкви! ребенок был крещен. Как гласит история, калужский помещик
Николай Гончаров вместе со своим семейством, спасаясь от нашествия
Наполеона, подступавшего к центру России, оставил родовое поместье
в Полотняном Заводе и отправился в Тамбовскую губернию к родственнице
жены камер-фрейлине Наталии Загряжской. Она в тот период была владелицей
имения Кариан-Знаменское. В гостеприимном доме Загряжских и появилась
на свет будущая супруга поэта.
Главный усадебный дом, сохранившийся парк с изящными липовыми аллеями,
неспешные реки Цна и Кариан привлекли основное внимание художников.
Живописцами за день было сделано более трех десятков этюдных работ
с натуры. Но, что не менее важно, художники вдохнули "свежего
воздуха вдохновения", обогатились новыми впечатлениями, у каждого
появились замыслы и планы.
В экспозиции выставки "Знаменский пленэр", открывшей очередной
сезон "Новой Галереи", представлено четыре десятка этюдов
и завершенных работ, созданных группой тамбовских художников в Сухотинке
и Знаменке.
Павел ВОЛОДИН.
|