ПОГРУЖЕНИЕ В ПЛАСТИКУ
Н. Цыцина. "Автопортрет с семьёй".
Шамот, роспись. 2000г.
|
Открылась еще одна выставка художников в Новой тамбовской
галерее. В этот раз организаторы экспозиции художник Ирина Бирюкова
и помощник управляющего тамбовским отделением Сберегательного банка
России Владимир Пеньков представили зрителям работы двух мастеров
пластического искусства — супружеской пары, членов Союза художников
России Натальи Цыциной и Михаила Салычева.
Над скульптурой они работают более двадцати лет. Их без всякой натяжки
можно назвать художниками яркой творческой индивидуальности. И Наталью,
и Михаила сближает общая для обоих авторов творческая манера ваяния,
утонченно-созерцательная у Наташи и более экспрессивная у Михаила.
Мир пластических образов Салычева разнохарактерен и необычен. В
отдельных работах чувствуется желание автора приблизиться к декоративно-прикладному
искусству, в других — вернуться к классической традиции.
Выставка смогла вместить лишь очень малую часть скульптур. Авторы
называют эту экспозицию репетицией перед большим показом, но и по
тому, что вместил выставочный зал галереи, можно судить, как интенсивно,
плодотворно и много работают эти художники. Такие работы, как "Чудотворец"
(художник А. Бучнев), "Тамбовские мужики", "Женщина
с кошкой", "Лес и степь", портрет художницы Людмилы
Сапожниковой — всего не перечислить, — не могли оставить равнодушными
всех, кто пришел на эту выставку.
По стенам зала размещены фотографии монументальных работ Салычева
и Цыциной. Это памятник Зое Космодемьянской в селе Осино-Гаи, "Сенежанка"
в Солнечногорске Московской области, памятник в честь основания
города Лиски Воронежской области, памятный знак тамбовским солдатам
правопорядка, который установлен на Первомайской площади нашего
города...
Когда мы разговорились с Михаилом и Наташей о близких им по духу
художниках, они назвали Генри Мура, Вадима Сидура, Эмиля Антуана
Бурделя.
Наташа во многих своих и Мишиных работах — деревянных и гипсовых
— применяет цвет: подкрашивает скульптуры красками.
Некоторые их произведения, становясь цветными, превращаются в некий
сплав скульптуры с колористически напряженной живописью.
В таких же работах, как "Кариатида", "Автопортрет
с семьей", активным носителем драматической интонации является
вовсе не цвет, а только светотень, перепады освещенности выступающих
и заглубленных участков поверхности.
М. Салычев. "Автопортрет"
Дерево. 1998г.
|
На скульптурной группе "Автопортрет с семьей"
остановлюсь особо. Ее очень удачно поставили в зале — можно обойти
и осмотреть со всех сторон. Наташа Цыцина в этой работе хотела выйти
не столько на открытый диалог со зрителем, сколько овеществить свои
переживания и раздумья наедине, без ожидаемого наблюдателя. "Автопортрет"
хочется очень долго рассматривать: объем этой сложной скульптурной
группы формируется в расчете не на обычный, круговой, а на четырехфасадный
обзор.
Позади у Натальи и Михаила более двадцати четырех лет творческого
труда, честных и пылких размышлений о жизни, о нашей общей судьбе
— размышлений с резцом или глиной в руках. Искренность интонаций,
неожиданность и глубина наблюдений придают искусству этих мастеров
притягательную силу, помогают через образы, созданные художниками,
узнать много нового и важного о самих себе.
В. Кокшаров
"Город на Цне". 16-22 октября
2002 г.
|