Этот пленительный пленэр!
Сквозь вязь листвы
проглядывает старинная кирпичная кладка. Силуэт здания узнаваем.
Это - колокольня со сводчатой аркой над входом, всё, что осталось
от былого великолепия церкви Знамения Божьей Матери, которой, собственно
говоря, и обязан посёлок Знаменка своим названием.
А вот и старинный дом с величественным парадным входом. Бывшее родовое
гнездо Загряжских и Строгановых. На картинах художника Александра
Мохова мельчайшие детали скрупулёзно выверены, что придаёт им фотографическую
достоверность. А все здания выглядят почти как на архитектурных
чертежах.
По-иному смотрятся те же самые объекты на картинах других художников.
Старую колокольню Ольга Емельянова написала акварелью, что придало
картине воздушную лёгкость. Прозрачные небеса и кружевная листва
выглядят ясно и радостно, дарят душе неповторимое ощущение праздника.
На полотнах Ирины Бирюковой старинный дом и парк живут иной жизнью.
Очертания неясны, расплывчаты, будто в тумане, что придаёт загадочную
романтичность и одновременную динамику. Совершенно очевидно, что
уже через мгновение всё здесь будет выглядеть совсем иначе. На картинах
присутствуют не только осязаемые предметы. Их персонажами становятся
дождь и ветер, и даже... старая ржавая лампа, обладающая, как живое
существо, своим характером и окружённая ореолом мистической таинственности.
Не оставили равнодушными тамбовских художников, приехавших в Знаменку
на пленэр, и знаменитая дубовая аллея, и река Кариан, и окрестные
пейзажи.
Николаю Насонову запали в душу мостик через реку Кариан и окрестности
Царёвки. Задумчивой и чуть печальной получилась у Бориса Ткачёва
его "Чистая река".
Лирическое настроение автора замечательно передаёт картина Андрея
Ельцова "Мокрый луг", наполненная переливчатыми полутонами,
слегка посеребрёнными мириадами дождевых капель, падающих с неба.
А ветви его сосны, "танцующей на солнце", шатром раскинувшиеся
над поляной, создают реальное ощущение вращения. И, остановившись
перед картиной, так и застываешь в восхищении: "Да она же действительно
танцует!"
Андрей Ельцов запечатлел увиденное им на знаменской земле всеми
возможными способами: и кистью, и затвором фотоаппарата. Его фотоработы
также на выставке, озаглавленной "Знаменский пленэр".
Просты и до щемящего трогательны сухотинские дворики, изображённые
на картинах Ольги Емельяновой и Александра Мохова. Искренней верой
и надеждой на лучшее наполнены полотна Бориса Ткачёва "Старый
храм возрождается" и Андрея Ельцова "Лестницы в небо".
Завораживающие лица на портретах Михаила Афанасьева, где живо смотрятся
не только глаза, но и все остальные детали, вплоть до мельчайшей
морщинки. А "Дровишки" Николая Насонова выполнены щедрыми
выпуклыми мазками, что отчасти делает изображение трёхмерным.
Здесь
же, в выставочном зале районного краеведческого музея, есть и нечто
ещё, что имеет непосредственное отношение к пленэру и по праву также
может считаться экспонатом выставки. Это стенд с фотографиями, на
которых изображены художники за работой, с кистями и мольбертами,
когда они минувшим летом приезжали к нам на этюды. Впечатления о
тех нескольких днях отражены в картинах, которые навсегда связали
тамбовских художников со Знаменкой. И мы глубоко и бесконечно благодарны
им за то, что они увидели всё достойное восхищения. И ещё раз напомнили
нам, в каком удивительном месте мы живём!
Я.ЗЯБЛОВА
|