галерея участники новости награды выставки п р е с с а контакты

 

П р е с с а

 

 


 

МУЗЫКА ЦВЕТА
ЗАМЕТКИ О ЖИВОПИСИ ХУДОЖНИКА НИКОЛАЯ КАРПЕЦКОГО

 

Н. Карпецкий "Под яблоней",
70х65, х.м, 1999г.

В далекие теперь 60-е годы, интересуясь талантами из числа местных неформалов, я спросил о них у своего приятеля, художника Евгения Соловьева. И вот что он сказал:

— За годы жизни в Тамбове я познакомился со многими художниками-любителями. Почти все они время от времени приходят к нам в мастерские посоветоваться, показать что-то свое, а чаще — просят краски-кисти. Многие из них — дилетанты. Но вот о Коле Карпецком этого не скажешь. У него такой колорит, ты знаешь!.. Нам всем у него не вредно бы поучиться. Мы с Красновым ходили к нему домой. И сколько там увидели интересного! Он очень самобытный художник.

И вот выставка Карпецкого — она проходит в "Новой галерее" Сбербанка. Сосредоточить внимание на каждом отдельном произведении сначала просто невозможно: слишком велико воздействие целого — яркой экспозиции, умело и бережно составленный организатором И. Бирюковой. Именно поэтому, наверное, прежде всего улавливается общий поэтический подтекст.

Всего выставлено 26 картин, портретов, натюрмортов — одна работа увлекательнее другой. И все же хочется выделить и особо обратить внимание будущего зрителя на "Женский портрет" (1967), "Арлекин" (1969), "Семья" (1991), "Встреча" (2001). А как удачна находка: "Натюрморт с вином", закрепленный на мольберте, и вся в свежих сырых красках рабочая палитра мастера!

Замечательна выставка и тем, что здесь нет ни одного разжеванного для зрителя сюжета, так называемой повествовательности с навязшими в зубах шаблонами. Карпецкий не раб формы. Он перенасыщен мастерством. Однажды, много лет тому назад, он сказал мне: "Я не принадлежу к тем художникам, для которых успех — девять частей труда и только одна часть — таланта. У меня — все наоборот!"

Вспоминаю, каким тернистым был путь Карпецкого к выставкам: в нем долгие годы официально не признавали художника. Даже в художественные мастерские директор не пропускал. На областные выставки его работы стали принимать только в 90-е годы, и то лишь по одной-две, не более,. Вешали их, помню, в самом конце зала галереи, возле окна, где было плохо видно.

Более того, когда несколько лет назад Карпецкий получил деловое письмо от известного коллекционера и владельца артгалереи из Сан-Франциско с предложением заключить контракт на год работы (о чем в городе скоро узнали), то и тогда никто из тамбовских искусствоведов не проявил профессионального интереса к работам художника хотя бы ради простого любопытства.

Среди художников давно сложилось понятие "стиль Карпецкого". Что это такое? В чем он? Это не только так называемая "цыганщина".

Главный акцент у мастера — на гротеске. Сочетает он его с поэтико-романтической интонацией — возвышает то, что на первый взгляд кажется незначительным. Затем — обязательная игра цветовых вариаций. Он избегает "заученной палитры", у него что ни работа — то новый цветовой аккорд. И, наконец, главное в стиле Карпецкого — порой ошеломляющее пиршество красок, которым он безошибочно достигает особой экспрессивной выразительности.

Один мой учитель по резьбе по дереву (к сожалению, давно ушедший из жизни) говорил: "С деревом работать надо всегда с большой любовью, доводить до степени драгоценности. Так, чтобы дерево запело!"

Лучшие живописные работы Николая Карпецкого именно поют, звучат, как музыка — музыка цвета!

 

В. Кокшаров

"Город на Цне". 4-10 декабря 2002 г.


 

 

 

 
"Новая Галерея" © 2007 г.