МУЗЫКА ЦВЕТА
ЗАМЕТКИ О ЖИВОПИСИ ХУДОЖНИКА НИКОЛАЯ КАРПЕЦКОГО
Н. Карпецкий "Под яблоней",
70х65, х.м, 1999г.
|
В далекие теперь 60-е годы, интересуясь
талантами из числа местных неформалов, я спросил о них у своего
приятеля, художника Евгения Соловьева. И вот что он сказал:
— За годы жизни в Тамбове я познакомился со многими художниками-любителями.
Почти все они время от времени приходят к нам в мастерские посоветоваться,
показать что-то свое, а чаще — просят краски-кисти. Многие из них
— дилетанты. Но вот о Коле Карпецком этого не скажешь. У него такой
колорит, ты знаешь!.. Нам всем у него не вредно бы поучиться. Мы
с Красновым ходили к нему домой. И сколько там увидели интересного!
Он очень самобытный художник.
И вот выставка Карпецкого — она проходит в "Новой галерее"
Сбербанка. Сосредоточить внимание на каждом отдельном произведении
сначала просто невозможно: слишком велико воздействие целого — яркой
экспозиции, умело и бережно составленный организатором И. Бирюковой.
Именно поэтому, наверное, прежде всего улавливается общий поэтический
подтекст.
Всего выставлено 26 картин, портретов, натюрмортов — одна работа
увлекательнее другой. И все же хочется выделить и особо обратить
внимание будущего зрителя на "Женский портрет" (1967),
"Арлекин" (1969), "Семья" (1991), "Встреча"
(2001). А как удачна находка: "Натюрморт с вином", закрепленный
на мольберте, и вся в свежих сырых красках рабочая палитра мастера!
Замечательна выставка и тем, что здесь нет ни одного разжеванного
для зрителя сюжета, так называемой повествовательности с навязшими
в зубах шаблонами. Карпецкий не раб формы. Он перенасыщен мастерством.
Однажды, много лет тому назад, он сказал мне: "Я не принадлежу
к тем художникам, для которых успех — девять частей труда и только
одна часть — таланта. У меня — все наоборот!"
Вспоминаю, каким тернистым был путь Карпецкого к выставкам: в нем
долгие годы официально не признавали художника. Даже в художественные
мастерские директор не пропускал. На областные выставки его работы
стали принимать только в 90-е годы, и то лишь по одной-две, не более,.
Вешали их, помню, в самом конце зала галереи, возле окна, где было
плохо видно.
Более того, когда несколько лет назад Карпецкий получил деловое
письмо от известного коллекционера и владельца артгалереи из Сан-Франциско
с предложением заключить контракт на год работы (о чем в городе
скоро узнали), то и тогда никто из тамбовских искусствоведов не
проявил профессионального интереса к работам художника хотя бы ради
простого любопытства.
Среди художников давно сложилось понятие "стиль Карпецкого".
Что это такое? В чем он? Это не только так называемая "цыганщина".
Главный акцент у мастера — на гротеске. Сочетает он его с поэтико-романтической
интонацией — возвышает то, что на первый взгляд кажется незначительным.
Затем — обязательная игра цветовых вариаций. Он избегает "заученной
палитры", у него что ни работа — то новый цветовой аккорд.
И, наконец, главное в стиле Карпецкого — порой ошеломляющее пиршество
красок, которым он безошибочно достигает особой экспрессивной выразительности.
Один мой учитель по резьбе по дереву (к сожалению, давно ушедший
из жизни) говорил: "С деревом работать надо всегда с большой
любовью, доводить до степени драгоценности. Так, чтобы дерево запело!"
Лучшие живописные работы Николая Карпецкого именно поют, звучат,
как музыка — музыка цвета!
В. Кокшаров
"Город на Цне". 4-10 декабря
2002 г.
|