Пресс-релиз
13 апреля 2007 года
в 17 часов в выставочном зале Тамбовского отделения Сбербанка России
(г. Тамбов, ул. К. Маркса, 130) "Новая Галерея" представляет
эксклюзивный арт-проект "Ирина Старженецкая. Тамбовский транзит".
Впервые тамбовский зритель знакомится с творчеством московского
живописца, лауреата Государственной премии России, члена-корреспондента
Российской академии художеств Ирины Александровны Старженецкой.
В экспозиции представлено 28 живописных работ, выполненных на бумаге
темперой и акрилом. Сюжеты незамысловаты, названия - ещё проще "Поля",
"Зимний день", "Просека", "Гора",
"Лес"...
Описать словами живопись И. Старженецкой весьма сложно: свободная
манера автора изумляет и поражает, вызывает музыкальные и поэтические
ассоциации. Приходит на память "Vers libre", что на языке
французских импрессионистов звучит дословно как "свободный
стих". А далее возникают параллели с акроаматическими текстами
- зашифрованными повествованиями, где невозможно однозначно трактовать
увиденное.
Как определить это направление в искусстве? Однозначно - реализм.
Реализм как источник вдохновения, как опора в поиске образа. Фон,
акцент, острый срез, опять фон, черное пятно, линия в никуда. Здесь
нет ни кокетливой красивости, ни заигрывания со зрителем. Как бы
небрежность, плюс виртуозность, помноженные на непосредственность,
энергию, силу, плюс свободный дух, свободная мысль, своя философия
и неординарность личности создающей. Как в музыке за тот короткий
срок, пока она звучит, успевает произойти многое, так и картина
за время пока она пишется, насыщается вкусом, звуком, ритмом, движением
художника и, возникнув, оказывается, как бы, на полпути между интуицией
и откровением.
Работы Ирины Старженецкой монументальны и по формату, и по ясности
выражения, и по строгости мысли: ничего лишнего, все сконцентрировано
как в несущемся потоке. Ею найдена золотая середина выражения между
узнаванием и неузнаванием. Художник не уходит в разнузданность свободной
абстракции, а лишь игнорирует в реальности все лишнее. Это её собственное
мировидение. Это живопись, не препарированная массовым вкусом, но
живая, динамичная, дерзкая, как сама природа вечно неутомимая и
вечно молодая.
Иосиф Бродский утверждал, что в поэзии нужно отдавать предпочтение
существительным, а не прилагательным. У Ирины Старженецкой живопись
без прилагательных, поэтому она и есть живопись.
Биографы Пабло Пикассо приводят такой факт: достигнув вершин славы,
он оказался на выставке детского творчества и заявил, что в возрасте
этих юных дарований он рисовал как Рафаэль, но ему потребовалась
целая жизнь в искусстве, чтобы достичь гениальной простоты рисунка
ребёнка.
Знакомство с живописью Ирины Старженецкой требует работы души и
мысли, но каждый, прикоснувшийся к её творениям, вознаграждён пониманием
того, что истинное искусство ускоряет и изменяет наше мышление,
делая человека совершенней.
"Тамбовский транзит"
Ирины Старженецкой стал возможен заботами продюсеров проекта депутатов
Тамбовской городской Думы Геннадия Берстенёва и Андрея Гнатюка.
|