Транзитом через Тамбов
ИМЕНИТАЯ
художница, член-корреспондент Российской академии художеств, лауреат
Государственной премии РФ Ирина Старженецкая открыла выставку "Тамбовский
транзит".
28 работ, выполненных на бумаге темперой и акрилом, внешне неза-мысловаты,
а их названия и того проще. "Поля", "Зимний день",
"Просека"... Ее пейзажи - это мимолетный, но внимательный
взгляд художника, которого интересуют не детали, а состояние.
Российская газета
/ Ирина Александровна, к своей нынешней живописной манере вы пришли
сразу или "впали в ересь, как в неслыханную простоту"
со временем?
Ирина Старженецкая
/ Конечно, это был путь. Мои ранние работы по форме очень отличаются
от нынешних, хотя их внутреннее содержание осталось прежним. С годами
менялась лишь внешняя сторона пластики...
РГ / А что
вы понимаете под "хорошей живописью"?
Старженецкая
/ Это очень сложно определить. Наверное, если у художника есть что
сказать, если он сердцем способен почувствовать глубину. Мне в последнее
время нравятся очень разные художники. Например, Таня Назаренко,
хотя она работает совершенно в другой манере.
РГ / Каковы
ваши впечатления от современной российской жи-вописи?
Старженецкая
/ Искусство многолико, я выбираю в нем то, что мне интересно. А
интересного достаточно и у молодых художников, и у художников моего
поколения. Недавно, к моему глубокому сожалению, погиб Илларион
Голицин - замечательный художник. Я его знала на протяжении сорока
лет, начинал он как график, потом занялся живописью, и к своим 80
годам он, почувствовав внутреннюю свободу, начал работать потрясающе.
Каждый день в Москве открываются выставки, и на каждой я нахожу
что-то интересное для себя. И мне непонятны разговоры о том, что
современное искусство в упадке. Ничего подобного! Об упадке искусства
говорят во все времена.
РГ / Как бы
вы определили место российского искусства в мире?
Старженецкая
/ Мне интересно то, что делается у нас. Судя по тому, что наши художники
востребованы за рубежом, там их не хватает. Что-то американские
художники к нам не очень едут, а наши там нарасхват. Мне кажется,
наше искусство, причем не только изобразительное, занимает в мире
достойное место.
Справка "РГ"
Ирина Старженецкая - потомок старинного дворянского рода - родилась
в 1943 году в эвакуации в Узбекистане, на станции Арысь. Предки
ее участвовали в крестовых походах, в войне с Наполеоном, в Кавказской
войне XIX века. В 1968 году Ирина Старженецкая окончила Московский
государственный художественный институт имени В. Сурикова, через
год была принята в Союз художников СССР. Занималась сценографией
в провинциальных театрах России. С конца 80-х годов вместе с мужем
скульптором Анатолием Комелиным оформляла православные храмы. В
2000 году удостоена Государственной премии РФ, через год избрана
членом-корреспондентом Российской академии художеств. Работы Ирина
Старженецкой хранятся в собраниях 26 музеев России и Западной Европы.
Евгений Писарев
|