галерея участники новости награды выставки п р е с с а контакты

 

П р е с с а

 

 


 

ИСТИННЫЙ ХУДОЖНИК

В ЧЁРНО-БЕЛОМ СВЕТЕ

 

Поэт Н. Ладыгин.

Фото Б. и А. Ладыгиных

Николай Ладыгин был личностью разносторонней. Сочинял стихи, писал интересные и вполне профессиональные пейзажи. И ещё держал, как говорили в начале XX века, в своём частном доме на Набережной литературный салон, где постоянно толпились молодые литераторы, художники.

От всех остальных Николай Иванович отличался тем, что был он непревзойдённым сочинителем палиндромов или перевертней, как называл такие стихи его друг тамбовский филолог Борис Двинянинов. "Не палиндром, а пе-ре-вер-тень, по-русски это так!" - говорил Борис Николаевич со своей неповторимой интонацией.

Строки таких стихов-перевертышей читаются одинаково, как слева направо, так и справа налево. В русской поэзии такие словесные эксперименты в традиции. У читателей что называется на слуху перевертень Г. Державина: "Я иду с мечом судия" или фетовский: "А роза упала на лапу Азора". Для одних поэтов сочинение таких стихов было забавой, для других одной из возможностей расширения поэтического языка. Велимир Хлебников, например, писал в этой манере не только полновесные стихи, но и поэмы с весьма туманным смыслом.

Открытие фото-выставки Б. и А.Ладыгиных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Он видел зов,
и во зле дивно
Лире верил...

А это строки из поэмы "Пушкин", написанной незадолго до смерти.

Талант Н. Ладыгина высоко • ценил один из самых оригинальных русских поэтов Николай Глазков, который часто бывал в Тамбове, водил дружбу с Николаем Ивановичем, называл его "штангистом в поэзии".

Однако 100-летие Н. Ладыгина будет отмечаться в апреле, фотовыставка открылась 24 января. Братья Ладыгины всю свою творческую жизнь работают в классической чёрно-белой фотографии. Строго говоря - это и есть художественная фотография, светопись. Цветная - это уже из другой оперы, гам другие художественные средства, другие способы достижения максимальной выразительности. В каждой фотографии - два автора. "Как это, - могут сказать неискушённые зрители, привыкшие снимать "мыльницей", - вдвоём на кнопку нажимали, что ли? Нажали - и в "Кодак", где вам нашлёпают с каждого кадра по картинке". Если бы так! Художественная чёрно-белая фотография отличается от нынешней любительской, как рукопись Пушкина от компьютерного набора этого же текста. Традиционная фотография - это ещё и кропотливая лабораторная работа, кадрирование, поиск вариантов, словом, творческая работа.

На выставке представлены в основном портреты, причём портреты известных в Тамбове поэтов, художников, литераторов. Разумеется, и несколько колоритных фотопортретов отца, которого они снимали постоянно. За стенами выставочного зала остались пейзажные, хроникальные фотографии мастеров.

- Чтобы создать единственный и неповторимый портрет, необходимо перебрать несколько вариантов, • заметил известный фотохудожник Виктор Кокшаров. - Борис и Алексей Ладыгины никогда не халтурили, много работали в лаборатории. На выставке много портретов известных людей, но я бы особо отметал работу 50-х годов "Колхозный пастух"...

Попутно заметим, что последние работы фотомастеров помечены концом прошлого года. В художественной фотографии наметилась тенденция возврата к истокам - к чёрно-белой светописи. Поэтому искусство братьев Ладыгиных современно и востребовано.

 

Е. Писарев

"Тамбовское время" 29 января 2003 г.


 

 

 

 
"Новая Галерея" © 2007 г.