НАЧАЛО "НЕЛИШНЕГО
ДНЯ"
В
выставочном зале Тамбовского отделения Сбербанка России общественная
организация "Новая галерея" открыла весенний сезон экспозицией "Нелишний
день".
Хоть
выставка и весенняя, стартовала она в последний день зимы, который
в нынешнем году пришелся на 29 февраля. Как известно, такое число
бывает только раз в четыре года, но в "Новой галерее"
считают, что этот день далеко не лишний. И относиться к нему следует,
как к космическому подарку, а посему последние часы "задержавшейся"
зимы надо провести особым образом, и увидеть в этот день зрители
должны что-нибудь особенное. Ну а оригинальный праздничный вернисаж
никто не сделает лучше, чем знаменитые художники - "крышнаиты".
Это
шутливое название группа тамбовских живописцев, графиков и скульпторов
получила 14 лет назад, когда в январе 1994 года открылась их первая
художественная выставка "На крыше". На рубеже 80-х и 90-х
члены этой двадцатки были первопроходцами и в большинстве своем
персонами "нон грата", в официальный Союз художников не
входили и своих мастерских, естественно, не имели. Тогда и решили
местные власти предложить им технические помещения на крыше дома
36 по улице Интернациональной. Мог ли кто тогда подумать, что через
пару лет казематы превратятся в изящные студии, куда будут приходить
иностранцы и первые лица области, а "крышевцы", или, как
их окрестили местные журналисты "крышнаиты", сольются
в союз творческих единомышленников.
Первые
их экспозиции были потрясением - здесь присутствовали почти все
направления русского аван-гарда. И хотя сейчас такого разнообразия
уже не увидишь, принцип удивить, разбудить зрителя остался до сих
пор. Вот и в нынешний "нелишний день" девять тамбовских
художников "крыши" - Борис и Татьяна Ольшанские, Михаил
Афанасьев, Ирина Бирюкова, Андрей Бубенцов, Владимир Колесников,
Николай Насонов, Татьяна Петрова и Борис Ткачев - представили сорок
работ, которые кто-то считает моделью современного искусства, кто-то
моделью современного общества, а арт-директор "Новой галереи"
Ирина Бирюкова называет состоянием души человека нашего времени.
Обыкновенное соседствует с необыкновенным, авторы полотен смотрят
на мир сквозь призму вещей, могут возвратить нас в прошлое или даже
отправить в несуществующее, что особенно символично для такого високосного
числа.
Техника
работ вполне традиционная - масло, уголь, холст, картон, но у каждого
творца свой неповторимый почерк. Произведения, выполненные в манере
старых мастеров с их эстетикой завершенности, соседствуют с импрессионистическими
опытами, где основой становится философия случайного и авторы как
бы любуются самой фактурой краски. Узнаваемые портреты Михаила Афанасьева,
щемящие пейзажи Бориса Ткачева и основательные, мощные фигуры древнеславянских
сюжетов в композициях Бориса Ольшанского перемежаются со стилизованными
чашами и фантастическими цветами. Даже далеких от искусства людей
эти полотна не оставляют равнодушными. И хоть все чаще звучит, что
сегодня роль искусства - быть всего лишь "примечанием"
и "заметками на полях", а выставки превратились в "торгово-развлекательные
мероприятия", вернисаж, открывший весну в "Новой галерее",
опровергает это утверждение.
Антон Веселовский
|